Мысль о Б. у. возникла вскоре после того, как было установлено, что усвоение азота бобовыми растениями является собственно делом специфических бактерий, образующих на корнях т. н. клубеньки.

С чего все началось?

Действительно, раз это так, то очевидно, что успех культуры бобовых может быть обеспечен только в том случае, если при прочих благоприятных условиях в почве будут находиться соответствующие бактерии (Bacterium  radicicola).  Если таких бактерий нет, то бобовые также нуждаются в связанном азоте, как и злаки. Отсюда вытекает необходимость заражения почвы клубеньковыми бактериями. Чистые культуры клубеньковых бактерий на желатине впервые были приготовлены Гильтнером для 8 различных бобовых растений и в 1897 выпущены в продажу под названием «нитрагин».

Однако, этот первый бактериальный препарат при применении его на практике не оправдал возлагавшихся на него надежд, и изготовлявший его завод принужден был прекратить производство. Лучшие результаты получил Гильтиер в 1903 с новым препаратом нитрагина. С этого времени в различных странах начинают усиленно заниматься вопросом Б. у. почв. Появляется много препаратов, выпущенных в продажу под различными наименованиями (нитрагил, нитрокультура, нитробактерия, азотоген и пр.)

Эти препараты разделяются на две группы: жидкие и твердые. Твердые представляют собою чаще всего культуру  клубеньковых бактерий в стерилизованной почве (напр., азотоген),жидкие—культуру в определенных питательных растворах. При пользовании этими препаратами надо иметь в виду, что бактерии легко утрачивают свою активность, и многие неудачные опыты применения Б. у. несомненно следует отнести на счет старых, негодных культур это относится к жидким культурам, которые очень легко вырождаются: жидкие культуры не следует хранить более трех месяцев; твердые препараты выносят хранение до 6 мес.

При употреблении препаратов заражают или почву или семена. Успеха от Б. у. можно ожидать, конечно, только в тех случаях, когда почва по своим остальным свойствам является подходящей для культуры бобовых растений. Если почва, напр., бедна фосфором, то заражение бактериями без одновременного внесения фосфорнокислых удобрений не дает сколько-нибудь значит, повышения урожаев. Точно так же, если почва страдает избытком кислот, то Б. у. сказывается только при известковании почвы и т. п. При наличии всех благоприятных условий, Б. у. может дать иногда поразительные результаты (в большинстве случаев повышении урожая на 50%).

Результат.

Успех удобрения клубеньковыми бактериями вызвал мысль, нельзя ли вообще внесением в почву культур различных других бактерий поднять плодородие почвы. Особенно заманчивым казалось заражение бактериями, усваивающими азот независимо от бобовых (Clostridium Pasteurianum и Azotobacter). Опыты, произвёденные в этом направлении, в общем не увенчались успехом. Да это и понятно. Состав микрофлоры почвы определяется прежде всего физическими и химическими свойствами этой почвы, и если в какой-нибудь почве отсутствует та или иная группа бактерий, то это означает, что данная почва является не подходящей для таких бактерий. Только изменением физ .-хим. свойств почвы, путем ли обработки или внесением определенных удобрений, можно изменить состав микрофлоры.