Строительство сооружений на воде (туристических, спортивных и парусных). Конструкция этих сооружений различная. Малые суда типа катера, плавучая дача, моторная лодка, яхта, секционная лодка или швертбот по силам построить своими силами. Современная промышленность имеет возможность укомплектовать построенные суда экономичным оборудованием, моторами и гребными винтами. Отличие современной морской яхты от бюджетной плавучей дачи состоит в стоимости набора элементов благоустройства (количество санузлов, жилых комнат и в дорогих строительных материалов в интерьере).

Проект

В комплект документов проекта конструкций судна должен входить следующие разделы:

  1. Пояснительная (подробная) записка;
  2. Рабочие чертежи узлов и деталей;
  3. Общие виды (фасады);
  4. Продольный разрез с видом на левый борт;
  5. Сечение по шпангоуту;
  6. Расположение механической установки с линией вала;
  7. 3Д виды (парусности);
  8. Расчеты плавучести и весовой нагрузки судна.

Постройка своими силами небольшого судна зависит от свободного время, рабочего места (дока), наличие материалов, инструмента и пр.

Рабочее место

ДОКИ, сооружения, служащие для обнажения подводной части судна с целью ее осмотра, очистки и ремонта, а в некоторых случаях также для постройки небольших судов. Доки разделяются на стационарные , сооружаемые в определенных местах береговой липни, и не стационарные (плавучие), способные буксироваться на далекое расстояние для перевода его в другой порт.

Порядок установки

                Во время высокой воды судно устанавливается у набережной порта и при отливе садится на специальную площадку, помост которой остается выше уровня низкой воды. Подводная поверхность судна обнажается, и до наступления нового прилива можно произвести небольшие работы. Т. к. выполнение более крупных работ между приливом и отливом невозможно, то устраивают т. наз. сухой док, представляющий собою  достаточных размеров выемку в береговом грунте, соединяющуюся с наружной водой более узким проходом. По своему назначению сухие доки бывают судоремонтные и судостроительные. Отличаясь между собою гл. обр. глубиной.

К стационарным докам следует отнести также механические и гидравлические доки. Оба эти типа характеризуются наличностью подъемной площадки, которая может опускаться на дно бассейна, куда вводится судно. Подъем этой площадки вместе с судном производится или механически при помощи тяги лебедкой или же посредством гидравлических подъемников. Оба типа пригодны лишь для подъема небольших судов.

Установка судна на плавучий док

Плавучий док представляет собою понтон, который подводится под судно в затопленном виде. И после итого вода из него выкачивается, приобретая достаточную плавучесть, понтон поднимается с судном из воды настолько, что позволяет производить работы. В случае недостаточной глубины порта в месте установки плавучего дока, вырывается котлован таких  размеров, чтобы плавучий док мог подойти в затопленном виде под судно. Материалом для постройки плавучих доков для морских судов служит обычно сталь, а для речных—дерево, в последнее время были произведены удачные опыты постройки плавучих доков из железобетона.

Инструмент

Набор инструмента должен состоять:

  • топоры, поперечные (ножовка) и лучковые пилы;
  • шерхебель, рубаноки, фуганки и горбатый рубанок;
  • плоские стамески шириной 10—40 мм;
  • кругле стамески, молотки весом 200 и 800 г;
  • киянка (деревянный молоток), отвертки для разных шурупов;
  • дрели и коловорот с разными сверлами и перок;
  • долото, пробойники (бородок), рейсмус, циркуль и угольники;
  • метровую и двухметровую линейку, рулетки и мелочный угольник;
  • ватерпас, меловую нитку с веском, рашпиль, точило или брусок, трехгранный напильник и разводку для пилы;
  • необходим слесарный и малярный инструмент (зубилом, клещами, плоскогубцами, кистями, шпателем и пр.).

Приспособления и клеи

Организация рабочего места имеет огромное значение для сокращения сроков строительства судна. Для этого необходимо:

  1. иметь верстак (на 20% длиннее судна);
  2. деревянные тиски и струбцины;
  • гвоздильня для изготовления заклепок;
  1. плаз для вычерчивания всех проекций судна в натуральную величину (или в электронной форме при наличии программного комплекса);
  2. клей типа ВИАМ, КБ или КМД.

Использование дерева

Дерево в качестве основного материала для постройки судов и плавучих сооружений применялось еще в глубочайшей древности, как это можно видеть по сохранившимся памятникам первобытной  культуры.  Причиной  этому служит, с одной стороны, естественная плавучесть дерева, а с другой—легкость добывания и обработки древесного материала даже в примитивных условиях древнего мира. Уже у наиболее первобытных народов имелись плоты, связывавшиеся из древесных стволов, и челноки, сработанные из целого ствола с выдолбленной или выжженной, сердцевиной.

Усовершенствование обработки древесного материала привело к устройству корпуса судна из большого количества  отдельных частей (бревен, брусков, досок и т. п.), так или иначе скрепленных между собой. Это дало возможность в значительной мере повысить размеры и прочность деревянных. судов, необходимых для морского плавания и перевозки большого количества грузов и людей. Однако еще до середины 19 века, в то время как пароходство уже приняло широкие размеры, дерево сохраняло преобладающее значение основного материала для постройки морских судов и потеряло его лишь с введением в практику кораблестроения  вместо железа мягкой судостроительной стали. 

Речные суда

Что касается речных судов, то до настоящего времени дерево является наиболее распространенным материалом для их постройки, несмотря на все растущую дороговизну лесного  материала,  затруднительность его получения и усиливающееся применение железа и стали. Желание полнее использовать ценные качества дерева и металла привело к постройке композитных судов, получивших довольно широкое распространение. Наконец  дерево  является наиболее дешевым и пригодным материалом для постройки мелких судов общественного  и  частного назначения: лодок, катеров, шлюпок, яхт, паромов, вспомогательных  портовых судов—буксиров, плавучих маяков и т. д.

Недостатки дерева

Одним из наиболее крупных недостатков дерева является его возгораемость, бывшая причиной гибели многих деревянных судов. Другим крупным недостатком дерева является загниваемость его в условиях сырости, особенно при переменном воздействии воды и воздуха, как это бывает с наружной обшивкой деревянного судна. Основными породами дерева, применяемыми в постройке морских и речных судов, являются: сосна, ель, дуб, лиственница, тик и др., причем на постройку более простых и дешевых судов они идут в обычном полусухом состоянии, а для ценных морских судов дерево предварительно  выдерживается  до воздушно-сухого состояния в особых сушильнях.

Качество дерева

Лес для судостроения должен обладать высокими качествами, а именно: быть здоровым, без признаков гнили и порчи, не иметь пороков в виде трещин, косослойности, большого количества сучков и т. д. и быть достаточно прочным, гибким и твердым. На постройку судов лесной материал  идет в следующих видах:  круглый  лес — в виде бревен различной толщины, длиною от 6 до 12 м, и выпиленные из него пластины, брусья и доски, а также корневой лес, где вместе с стволом выкапывается часть главного корня, идущая к нему под более или менее прямым углом.

Кроме того из корней вырубаются  кницы, которые служат для крепления частей набора деревянного судна. Соединение отдельных частей дерева производится на  замках посредством  железных гвоздей и болтов, а также деревянных нагелей. Разбалтывание соединений и легко развивающееся загнивание дерева и оборжавление металла в замках, связанное с просачиванием воды, в значительной мере понижают прочность деревянных соединений по сравнению со сплошными  частями дерева. Это ставит деревянные судовые конструкции в невыгодное положение по отношению к железным и стальным конструкциям и заставляет делать корпус деревянного судна излишне массивным.

Качество швов и покрытий

Водонепроницаемость деревянного корпуса  судна  значительно  повышается  путем конопатки швов между досками  наружной обшивки  и настилки  палуб  при  помощи натуго забиваемых пеньковых прядей. Вместе с тем конопатка усиливает до некоторой степени связь между отдельными досками обшивки. Наружная обшивка судна, а также набор корпуса покрываются горячей смолой, а пазы, т. е. швы палубной настилки, пеком или варом. На судах, плавающих в южных, особенно тропических морях, иногда бывает необходимо  обшивать деревянный  корпус тонкими медными листами, чтобы помешать оседанию ракушек, крое иначе может принять настолько значительные размеры, что будет заметно отражаться на скорости хода или же требовать частого ввода судна в док для очистки подводной  поверхности.

Парусный двигатель

Большая часть деревянных морских судов продолжает сохранять парусный двигатель как более дешевый и экономичный при эксплуатации их для не срочной перевозки малоценных и громоздких грузов. Специальные типы судов, напр. промысловые, яхты и т. д., снабжаются дополнительно к парусам вспомогательным  двигателем,  работающим  на гребной винт. Наконец мелкие деревянные суда: паромы, плоты, лодки, яхты, моторные катера и т. п., приводятся в движение самыми разнообразными способами.

Речные и морские суда

Лишь за последнее время в виду увеличивающихся затруднений по получению необходимых сортов леса в деревянном судостроении отмечается сдвиг в сторону применения более простого и дешевого материала и более рациональных способов постройки. По устройству  корпуса деревянные  суда можно, разбить  на две группы, резко отличающиеся между собой вследствие различных условий плавания и эксплуатации,  а именно: морские и речные суда. Основными  качествами судов морского типа являются их мореходность и  прочность. Для речных судов, плавающих на спокойной воде, можно ограничиться  гораздо меньшей прочностью корпуса.

Существующие  типы речных судов в значительной мере отражают в себе накапливавшийся веками опыт народного творчества, чем и объясняется, с одной стороны, что наряду с конструкциями, стоящими на уровне современной техники, сохраняются детали, уже потерявшие свое значение, а с другой,—что системы постройки судов отдельных речных бассейнов иногда весьма сильно разнятся между собой.

Деревянные речные суда по их устройству и применению можно разделить на следующие группы:

  1. суда баржевого типа, так называемые крепленые, наиболее прочные и долговечные, срок службы которых доходит до 15—18 лет, имеют более острые и плавные обводы, позволяющие буксировать их с повышенной скоростью хода вверх и вниз по реке (бар-жи, баркасы, берлины, лодки, полу-лодки,  тихвинки, фонтанки и т. д.);
  2. суда барочные—не крепленые, более простой и грубой работы, способные выдерживать от 3 до 5 навигаций (барки, полубарки, гусяны, коломенки, мариинки, мокшаны, унжаки и т. д.);
  3. суда однолетние, строящиеся на одну навигацию, иногда на один только рейс (путину) вниз по реке, по окончании которого они идут на слом (беляны);
  4. прочие разнообразные по своему назначению и типу суда: плоты, паромы, рыбницы, трешкоуты и пр.

Жилые помещения

Жилые помещения на деревянных грузовых судах разрешается иметь только на палубе или при ее отсутствии на высоте бортов судна, причем должны быть предусмотрены необходимые противопожарные меры. Кроме того на палубе устраиваются лабазы для постоянного хранения товаров. Постройка  деревянных  морских  судов производится  на верфях,  расположенных вблизи воды и по возможности недалеко от мест произрастания строевого леса или по крайней мере там, где доставка его не вызывает чрезмерных расходов.

Преимущество дерева

Простота обработки дерева позволяет верфям обходиться без дорого стоящего и сложного оборудования и мастерских, необходимых для стального судостроения, ограничиваясь хорошо поставленными деревообделочными  мастерскими, разбивочной площадью, небольшой кузницей и слесарной и простейшего вида. Особенностью  устройства  корпуса  деревянных речных судов является система их продольного крепления, необходимого при гораздо большем отношении длины к высоте борта, чем на морских судах. стапелями для постройки и спуска  судов. В отношении  многочисленного речного флота простота ого постройки давала возможность вести ее кустарными способами, обеспечивая постоянный заработок местным  жителям. 

Обычно  речные  суда строятся с таким расчетом, чтобы к половодью они могли быть готовы. Прибывающая вода снимает их непосредственно с подстав, на которых они строились, чем устраняется необходимость иметь стапеля, и можно обойтись без дорогого и сложного процесса спуска судна. Кроме применения дерева в качество основного  материала  для  постройки  судов оно в большом количестве идет на устройство надстроек и рубок на стальных судах разного типа, а также на оборудование и отделку жилых  и служебных  помещений тих судов. При этом часто пользуются и более дорогими породами дерева: красное дерево, береза, орех, бук, птичий глаз и т. п.

 

Рубрики: Интересно