Грунтовые дороги

Грунтовые дороги, пути, воспринимающие проезд автотранспорта естественным грунтовым материалом своего полотна. Большинство грунтовых дорог создалось постоянным проездом автотранспорта в определенном направлении. Такие дороги обычно представляют собой заезженную полосу земли, по которой совершается проезд. Проезжее состояние дорог зависит гл. обр.:

  1. от размеров движения, которое по дороге совершается, т. е. от числа проезжающих автомобилей—или от грузонапряженности, т. е. от количества провозимых грузов;
  2. от рельефа местности, по которой пролегает дорога;
  3. от покрытия проезжей части дороги;
  4. проезжее состояние одной и той же дороги различно по времени года и количеству выпадающих осадков.

Различаются, кроме естественных неулучшенных, дороги:

  1. с простейшим укреплением проезжей части кустарными способами;
  2. улучшенные из естественного грунта;
  3. песчано-глинистые;
  4. с искусственной обработкой грунта.

Кустарные способы улучшения

Грунтовые дороги создались на основе знаний, полученных на практике. Песчаная дорога из мелкозернистого песка покрывается  рассыпкой слоя соломы, навоза, глины, растительной земли или земляного бетона, т.е. смеси одной части растительной земли с 2—3 частями гравия, хряща или крупного песка. Глинистая дорога улучшается устройством по ее бокам канав для отвода воды. В некоторых случаях поверх нее рассыпается слой песка толщиной ок. 15 см. В сырой местности и при жирных глинах для осушки полотна закладываются поперек дороги фашины, расположенные в шахматном порядке в расстоянии 4—6 м одна от другой.

Поверхность проезжей части дорог в жирной глине часто укрепляется хворостяной выстилкой. Черноземную дорогу укрепляют рассыпкой по ней слоя гравия, хряща или крупного песка. Большое распространение получило в России укрепление грунтовых дорог лесными материалами:

1)            в песчаной местности планируют дорогу и расстилают в средней части ее полотна слой из еловых или сосновых ветвей толщиной 7—10 см, а поверх—слой песка толщиной 5—7 см. Полотно, укрепленное таким образом, утрамбовывается, и по нему пускают движение. Работу выполняют в сырую погоду;

2)            в топких местах и в жирной глине полотно укрепляется хворостяной выстилкой. В этом случае работа состоит в планировке, расстилке слоя хвороста толщиной 30—40 см и присыпке сверху землей с плотной утрамбовкой. На подготовленную таким образом поверхность насыпается слой хряща или песка, также с утрамбовкой или укаткой. Толщина слоев земли или песка ок. 20 см каждый;

3)            в болотистых местах (а также в глинистых и черноземных) применяются фашины, для изготовления которых по преимуществу пользуются хворостом лиственных пород, а за неимением их—хвойным лесом. Фашины располагаются или непосредственно на грунте или на продольных лежнях из 12-см бревен и засыпаются слоем песчано-глинистого грунта, а иногда слоем гравия или крупного песка. Толщина каждого слоя до 20 см;

4)            при прокладке дороги через болото полотно укрепляется укладкой фашин в несколько рядов, отделяемых один от другого слоями глины ок. 12см толщиной. Поверхность дороги желательно  укреплять рассыпкой хряща или гравия;

5)            при сильном проезде в низменной или песчаной местности прибегают к укреплению полотна жердями, накатником, досками или пластинами, накатник укладывается по продольным лежням, утопленным в землю. Над крайними лагами помещается прижимный лежень, прикрепленный к накатнику для удержания его на месте и к нижним лагам. Накатник и жердины плотно укладываются друг к другу, чтобы образовать, возможно, ровную поверхность дороги.

Кустарные способы улучшения дороги отличаются многими недостатками: сложностью и дороговизной устройства, необходимостью регулярного возобновления, без которого дорога приходит в еще худшее состояние, чем была до улучшения. Кроме того, что особенно важно, эти способы не являются способами массового улучшения дорог на большом протяжении.

Как кладут брусчатку?

Технология, согласно которой укладывают брусчатку имеет несколько разновидностей. Здесь будет описана укладка на основание из песка. На песок, достаточно утрамбованный и плотный, брусчатку кладут в тех местах, где на нее будет выпадать наибольшая нагрузка, в частности, на пешеходных дорожках. Такой способ укладки более простой и самый доступный из всех.

После выбора места укладки нужно разметить по контуру будущую площадку. Для этого вбиваются колышки, между ними протягивают веревку, которая и создает контур, обозначающих границы участка. При этом, сама веревка выполняет роль “уровня”, под который брусчатка и будет выкладываться. Соответственно, в момент разметки и натягивания веревки нужно точно учитывать углы участка и общий наклон поверхности. Ведь брусчатку кладут не на строго горизонтальной поверхности, она даже на ровном месте кладется при небольшом уклоне (скажет, 5 мм на каждый метр уложенной брусчатки).

После определения контура поверхность площадки нужно выровнять, убрав лишний грунт и досыпав там, где его недоставало. Потом грунт нужно залить водой и хорошо трамбовать. После того выставляются рейки, которые должны его выровнять и сверху их закрывают песком. Песок должен составлять совершенно однородную массу, лишенным и глины, и камней. Его также заливаем водой и дополнительно трамбуем.

После этого уже проводиться укладка камня для бордюра. Если это просто дорожка в саду на даче, и нагрузка на нее будет минимальной, то для бордюрного камня подойдет кирпич, который можно поставить ребром, а можно воспользоваться даже самой брусчаткой. Такой камень нужно поставить с внутренней стороны от уложенных под песком выравнивающих реечек. Если это необходимо, создается траншея достаточного размера для того, чтобы положить в нее наш камень для бордюра. Также бордюр устанавливают на жидкий раствор для фиксации.

Саму брусчатку всегда кладут от самой нижней точки – до верхней, и начиная от самых важных с оптической точки зрения точек. Кладут камни мостовой или дорожки, согласно задуманному рисунку, между камнями оставляют расстояние не больше семи миллиметров. Для того, чтобы брусчатку выровнять, используют особый резиновый молоток. Через каждые пройденные 5 кв. м следует проверить правильность угла наклона дорожки, и если нужно, подсыпается песок. Для этого нужно вытянуть один или несколько лежащих на этом месте камней.

              Травмобезопасная брусчатка

           

Травмобезопасная брусчатка — изготавливается из резиновой крошки путем горячей прессовки, данный высокотехнологичный продукт экологически чист и травмобезопасен. Резиновая брусчатка отлично подходит и активно используется в таких местах как например детские площадки.   

Преимущества резиновой брусчатки:

  1. Устойчивость к температурным изменениям и морозостойкость до -70о;
  2. Травмобезопасность минимизирован риск травмирования;
  3. Срок службы превышает 10 лет;
  4. Не образуется луж в летнее время, что исключает наледь в холодное время;
  5. Материал устойчив к истиранию;
  6. Не раскалывается в отличие от бетонной брусчатки;
  7. Экологичность материала, так как производится из переработанных шин;
  8. Легко можно уложить самостоятельно.

Данный продукт изготавливается всего из трех компонентов – это песок, полимер (резиновая крошка) и краситель. Во время нагревания все компоненты перемешиваются, а затем прессуются прессом высокого давления. При эксплуатации резиновой брусчатки она не образует цементной пыли в отличие от бетонной. Так как брусчатка состоит из резины, она имеет некоторую пластичность, что исключает расколы и растрескивания. Это также снижает отходы при транспортировке и укладке.

Резиновую брусчатку можно укладывать на песок, бетонную стяжку используя плиточный клей или раствор, на специальные опоры для плитки. Если грунт пучинистый, то предварительно рекомендовано засыпать щебенкой. Поверхность можно убирать, используя стандартные уборочных инструменты. Это метлы, мойка высокого давления, компрессоры для сдувания листьев, пластиковые и деревянные лопаты для уборки снега. Травмобезопасная резиновая брусчатка производится только на высокотехнологичном современном оборудовании и из качественного материала.