Роль красного дерева в развитии истории интерьеров и мебели от Готики до наших дней

Большое распространение в эпоху Александра I. имеет точеная мебель. Материалом служат ель, кедр и дуб. Мастерами романской мебели являются плотник и кузнец. В Готическую эпоху (13—15 вв.) в истории интерьеров и конструкции мебели происходят значительные изменения. Отдельные части ее не соединяются уже при помощи заклепок, шпонок и металлических накладок, как раньше, а делается каркас или остов, который заполняется покрытыми резьбой филенками. Поздняя готика покрывает дерево местами раскраской и позолотой. Место плотника и кузнеца занимают столяр, резчик, слесарь, живописец и позолотчик. Главным материалом является красное дерево.

Красное дерево — важнейшая веха в истории развития интерьеров Италии и Франции

Это название древесины ряда древесных пород, в большей или меньшей степени обладающей красным цветом. В международной торговле различают следующие главнейшие сорта:

  1. Южно — амeриканские, из которых наиболее ценное по содержанию красящего вещества фернамбуковое, или бразильское дерево;
  2. Вест — индские—махагони, или акажу (с Кубы и Сан-Доминго). Считается одной из ценнейших древесин, обращающихся на рынках Европы;
  3. Ост -индские — саппановое дерево (Caesalpinia Sappan), из Ост-Индии, Сиама, с Явы. Очень твердая, тяжелая (уд. в. 1,0) древесина от свелто-красного до буро-красного цвета с запахом фиалки, идет для добычи краски (второе место после фернамбукового дерева) и в мебельном производстве. Ост-индское сандаловое дерево;
  4. Африканские—гамбия (Klmia senegalonsis), из Сенегала, Нигерии; отличается от махагони желтовато-зеленым цветом заболони. Твердая, трудно поддающаяся обработке древесина, уд. в. 0,91—0,94, идет на более дорогую мебель и отделку, сигарные ящики и пр. Кап-махагони (Pteroxylon obli-quum), из Африки очень прочная и тяжелая древесина, уд. в. до 1,4, по цвету сходна с махагони имеет одинаковое с последними применение. Красное дерево получается также из африканских сандаловых деревьев.

В США под названием красное дерево (red wood) известна древесина секвойи (Sequoia sempervirens), ценнейшей породы США после так называемой паркетной сосны (Pinus australis) и сахарной сосны (Р. Lambertiana). Древесина легкая, уд.в. 0,42, мягкая, весьма стойкая против огня. Секвойя хорошо растет на Черноморском побережье от Батуми до Сочи. У нас иногда называют красным древесину тиса.

Мебель итальянского жилища 15 века начало светской истории мебели из красного дерева

С 15 в. начинается преобладание светской мебели над церковной. Главное место в меблировке итальянского жилища по-прежнему занимает сундук-ларь с фасадом, украшенным карнизом, цоколем и пилястрами. Художественный принцип согласования пропорций, получивший решающее значение в архитектурных памятниках раннего Ренессанса, нашел свое отражение и в мебели этой эпохи. В украшении росписью (т. н. кассоне) итальянских ларей, предназначенных для хранения приданого, принимали участие очень многие большие художники, как Паоло Учелло, Боттичелли, Доссо Досси, Джорджоне, Андреадель Сарто.

Кроме живописи и резьбы, применялась также интарсия -инкрустация дерева одной породы деревом других пород.

Вместе с кассоне имеет широкое распространение скамья-ларь со спинкой и 2 подлокотниками в виде маленьких сундучков «кассапанка». Стулья двух типов: на 4 ножках и на 2 резных досках с восьмиугольными сиденьями. Кресло из гнутого дерева в украшении мебели господствуют архитектурные мотивы. Кровати низкие, без балдахина, с резными столбиками на углах. Материалом итальянской мебели служат дуб и орех. В 16 в. к этим образцам присоединяются поставцы, бюро-конторки, мягкие кресла и шкафы-кабинеты.

Со второй половины 16 в. все формы принимают необыкновенно пышный и изощренный вид, причем в Италии различают целый ряд мебельных школ: во Флоренции, Си-ене, Болонье, Риме и Венеции. Образцом отделки интерьеров барокко 17 века являются в Риме галерей и залы дворцов Фарнезе, Барберини и Дориа-Памфили (1660), во Флоренции—Питти и др. В других странах, куда проник стиль барокко, первое место следует отвести Франции, где создалась целая школа мебельного искусства, из которой вышли великолепные мастера (Шарль Лебрен).

Мебель Франции — массивная декоративность и роскошь в истории интерьеров.

Материалом для мебели. этого периода служит привозное и, гл. обр., черное и красное дерево, богато инкрустируемое серебром, медью, черепахой, перламутром и деревом других пород. Выпускаемые придворными мастерами—семейством Буль—предметы, простые по форме и несколько тяжелые, были перегружены украшениями. Этой мебелью обставлены королевские дворцы, построенные Мансаром в 17 в. Французы всей этой парадной мебелью дали название стиля Людовика XIV. Переход от пышного и величественного стиля Людовика XIV к более капризному и легкому стилю рококо, в котором наблюдается почти полное отсутствие прямых линий, произошел не сразу.

Промежуточным звеном был так называемый стиль регентства (1715—23). В это время художники Жюль Оппенор, Клод Жилло, Жюст Орель Мейсонье и др. изданием своих эскизов популяризировали новый стиль и подготовили почву для его развития. В рококо все углы скруглены. Она менее громоздка и более удобна для пользования. Материалом служит дерево местных пород: орех, липа и др., которые поддаются мелкой и тонкой резьбе. Поверхность дерева красится сплошь в белый, зеленый, голубой и другие цвета, лакируется и местами золотится. Лучшими мастерами эпохи рококо были столяр Крессен и бронзовщик Каффиери.

Красное дерево успешно заменила громоздкий декор из бронзы

Бронзовые украшения позже, с появлением привезенных из Китая лаков, сократились, и, наконец, со второй половины 18 века место  бронзы в истории мебели и интерьеров занимает крупная деревянная мозаика. Этот вид отделки мебели был создан краснодеревцем Жаном Обеном. На смену рококо приходит стиль классицизма. Самым характерным признаком классицизма является ее ясно выраженная конструкция. Вертикальные опоры и их горизонтальные перекрытия всегда четко и ясно видны. К середине 70-х гг. 18 века получают господство принципы нового стиля. Комоды, письменные столы, дамские бюро, секретеры имеют вертикальные прямые ножки, горизонтальные карнизы и другие, горизонтальные же тяги.

Фактура дерева в фасадах мебели — эпоха буржуазного шика

Начинает выявляться фактура дерева, до этого скрытая под краской или позолотой. Французская буржуазная революция 18 века направила дальнейшее развитие мебельного дела в сторону еще большей строгости форм и линий, но уже с периода Директории (1795—99) начинают появляться детали античной римской архитектуры и элементы античного орнамента. Вырабатывается стиль ампир (1804), для которого очень много сделали архитекторы Персье и Фонтен. Лучшим мебельщиком в это время был Я. Сакоб. Формы становятся более конструктивными, подчиняясь законам античной архитектуры. Материалом служит красное дерево с немногочисленными, очень сдержанными бронзовыми украшениями.

Дальнейшее развитие истории мебели и декорирования интерьеров — до наших дней.

Суховатые формы ампира сменил стиль бидермейер, после которого до конца 19 в. настает эпоха эклектизма и применения разнообразных стилей прошлого, согласно требованиям и вкусу заказчика. Фабричное производство и конкуренция повлияли в 19—20 вв. в сторону ухудшения художеств, качеств мебели. Появилась рыночная, «массовая», из которой заслуживает внимание гнутая и модульная. По рисункам художников производится только заказная мебель. В 20 веке появляется металлическая мебель (из гнутых) металлических полос и трубочек.

Модульная мебель — это пик истории интерьеров или пик деградации дизайна мебели?

Насколько же привычен и предсказуем наш обычный день: знакомый маршрут: дом-работа, безразличные взгляды прохожих по дороге, работа-дом, вечерний супермаркет, ужин, сон и все по новой. Но среди этих серых будней так хочется немного разнообразия, радости, новизны, уюта и комфорта. И тут нам на помощь приходит модульная мебель. Всегда такая разная, необычная, удобная и практичная. Одним из основных преимуществ модульных гарнитуров является огромное количество вариантов композиций. Приобретая один комплект такой мебели, вы получаете сразу несколько абсолютно разных интерьеров и безграничный простор для творчества.

Удобство, практичность, многофункциональность

При этом, как бы вы не разместили элементы по отношению друг к другу, общая композиция всегда будет целостной и гармоничной. Бытует мнение, что модули – это прерогатива исключительно корпусной мебели, но мало кто знает, что кровати, кресла и диваны тоже могут входить в модульные наборы, тем самым предоставляя своим владельцам возможность создавать эксклюзивные планировки не только кабинетов и кухонь, но и гостиных комнат, спален и даже детских. Кроме того современная модульная мебель может стать великолепным решением для малогабаритных квартир и комнат в общежитиях.

Расставив модули в соответствии с вашими предпочтениями, вы не только сможете компактно разместить все свои вещи и бытовую технику, но и освободить достаточно свободного пространства, что позволит вам зрительно увеличить размер помещения. Стоит также сказать пару слов о мобильности модульной мебели. Изготовленные из современных высокопрочных и легких материалов, оснащенные необходимым количеством колесиков и шарниров модули позволяют вам менять их местами в зависимости от вашего настроения, не прилагая к тому дополнительных усилий.

________________________________

Ну и, конечно же, о внешнем виде современной модульной мебели: широкая цветовая гамма, классические и нестандартные формы, причудливый и строгий дизайн, а также самый изысканный декор – все создано для вашего удовольствия.

Выбирайте свою эпоху истории мебели и убранства интерьеров и наслаждайтесь!

Рубрики: Интересно