Из истории чайных садов : японские сады с чайными домиками

С 12 века влияние Китая в садово-парковой культуре на Японию резко уменьшается. Это связано с появлением садов чайной церемонии с традициями японской культуры. Чайная церемония положила началу создания чайных садов и в целом японских садов.  Для людей искусства система освобождения от ежедневных будничных проблем чайная церемония стала видом отдыха. Классическая форма таких церемоний стала совершаться в чайных домиках. Изначально чайные плантации и как следствие сады, которые создавались на их месте, принадлежали монастырям. Чай после специальной обработки использовался для монастырских церемоний (пили во время медитаций и ритуалов).

 

В дальнейшем  священные принципы чаепития, такие как гармония, почтительность, чистота состояния души, тишина и покой стали достигаемой целью в итоге всей церемонии. Магическая тишина домика располагает человека к спокойствию и миросозерцанию. Чаепитие происходило скромно и молчаливо. Обстановка во время ритуалов становилась символом целостности и полноценности души человека. Она должна приблизить человека к природе. Небольшой домик с крышей из соломы, узким и низким входом (символизирующим равенство всех перед богом), с вазой из цветов, окружающий ландшафт чайного сада, одежда участников беседы, должно создавать магическое настроение к мудрым беседам. Разговор о деньгах, болезнях и политике был под запретом.

 

С развитием чайных садов в Стране восходящего солнца совершенствование храмовых и дворцовых парков и садов не остановилось. Все они, как и сад для чаепития имеют каменистую дорожку. В отличие от Китая тропинка не служит человеку для прогулок а, имея ограничения в пространстве и имея конечную точку в виде чайного домика, предназначена для подготовки его к ритуалу. Изменение направления взгляда, поворот или шаг в сторону к чаше для омовения рук или к каменному фонарю, настраивает его на состояние тихого отречения от забот и спокойствие. Петляющая каменистая дорожка выполняется специально из участков с разными каменными материалами. Участок из неровных камней может закончиться у фонтана или «сухого» ручья.

 

Тропинка с каменными плитами постепенно уменьшающимся размерами  создаст чувство скорости движения. В чайном саду должны быть и горы и вода. Через познание законов природы можно познать себя. Для решения этой задачи японцы вынуждены были придумать систему символов (сосна настраивает на долголетие, а бамбук на упорство и стойкость в жизни). Каждый элемент сада имеет свой единый художественный смысл. Мелкие камни тропинки, проходящей мимо каменных фонарей и камней с двух сторон покрытых мхом разной окраски, сменяются неровными камнями и песком при приближении к домику для чаепития.

 

Сад формируется из элитных невысоких деревьев согласно символики ( сакура, бамбук и кипарисы). Только познав символичные значения всех элементов сада, человек может правильно создать место для чайной церемонии. Это место должно иметь такую философию, которая определит поведение участников в дальнейшей жизни. Если человек неожиданно останавливается у пруда с красивыми островками и золотыми рыбками или возле водопада и слушает шум воды, то он уже готов отвлечься от текущих проблем и начать медитацию в чайном домике. Все части окружающей природы в саду создают порядок в душе, а движение по тропинке ведет к покою.